Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется прежде всего тем, что данная тема затрагивает основополагающие принципы организации и функционирования государственной системы в стране.
Правовая норма о разделении государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами заложена в Конституции РФ и может оказывать значительное влияние на политическое и экономическое развитие страны. Разделение государственной власти представляет собой важный механизм балансировки интересов центра и регионов, и является ключевым фактором в сохранении и укреплении единства Российской Федерации.
Определение конституционно-правовых основ разделения государственной власти между РФ и ее субъектами позволяет не только разобраться в принципах организации государственных структур, но и помогает понять суть и сущность федерализма в России. Исследование этой темы позволяет глубже понять принципы организации государственной власти, нарушения конституционного статуса и компетенций различных уровней власти, а также задачи и функции субъектов федерации.
Также, разбираясь в конституционно-правовых основах разделения государственной власти, можно проанализировать текущее положение в Российской Федерации, выявить проблемные моменты и предложить пути их устранения или улучшения. Данное исследование поможет выработать более эффективные правовые механизмы для сотрудничества между центром и регионами, а также для обеспечения баланса интересов и сохранения единства государства.
Таким образом, изучение конституционно-правовых основ разделения государственной власти между РФ и ее субъектами в настоящее время остается актуальной и значимой темой. Это исследование позволяет более глубоко разобраться в механизмах функционирования государства и его системы управления, а также предложить практические рекомендации по совершенствованию и развитию федеративных отношений в Российской Федерации.
Основной целью исследования стал анализ конституционно-правовых основ разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Такая цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- определить понятие и категории государственной власти;
- рассмотреть основные принципы разделения государственной власти в России;
- изучить опыт и проблемы реализации принципов разделения власти;
- обозначить принципы распределения компетенций между РФ и ее субъектами;
- охарактеризовать механизмы и инструменты сотрудничества и взаимодействия между РФ и ее субъектами;
- выявить проблемы и перспективы разделения власти между РФ и ее субъектами.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы в соответствии с логикой поставленных задач, заключения и списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РАЗДЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и категории государственной власти
Государственная власть является одним из ключевых понятий политической теории и отражает сущность организации и функционирования государства. Оно означает способность государственного аппарата управлять населением, осуществлять законодательную, исполнительную и судебную деятельность, а также принимать решения, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами государства.
Понятие государственной власти включает в себя несколько аспектов. Прежде всего, это политическая власть, которая осуществляется от имени государства и находится в руках определенных государственных органов и должностных лиц. Они принимают решения, влияющие на жизнь граждан и определяющие различные аспекты социальной, экономической и культурной жизни общества.
Власть может быть централизованной или децентрализованной, в зависимости от того, на каком уровне управления она осуществляется. Централизованная власть характеризуется концентрацией полномочий в руках центрального государственного аппарата и является характерной для политических систем, где государство играет основную роль в управлении обществом. В свою очередь, децентрализованная власть предполагает передачу части полномочий на местный уровень и активное участие различных общественных групп и организаций в процессе принятия решений .
Однако государственная власть несет на себе ответственность перед народом и обязана действовать в его интересах. Для этого она должна обладать определенными качествами, такими как законность, компетентность, прозрачность, открытость и отчетность. Правовое государство и система проверок и противовесов способствуют тому, чтобы государственная власть не превращалась в произвол и не злоупотребляла своими полномочиями.
В современном мире государственная власть сталкивается с новыми вызовами и изменениями, связанными с глобализацией, информационными технологиями и развитием гражданского общества. Однако, несмотря на эти вызовы, ее роль и значение остаются неизменными – она является фундаментом функционирования государства и обеспечивает его стабильность, безопасность и развитие.
Таким образом, государственная власть – это сложное, многогранный и многоаспектное понятие, которое является основой политической системы и важным фактором в формировании и функционировании государства. Вопросы ее легитимности, демократичности и эффективности рассматриваются и обсуждаются на протяжении всего развития человеческой цивилизации.
Первой категорией, неотъемлемо связанной с государственной властью, является исполнительная власть. Исполнительная власть государства включает в себя органы, ответственные за конкретное осуществление функций и реализацию законодательства. Примерами таких органов являются президент, премьер-министр и министерства, которые занимаются управлением различными сферами жизни общества.
Однако исполнительная власть не может действовать в изоляции от других категорий государственной власти, ведь она требует поддержки и контроля со стороны законодательной власти. Законодательная власть является органом, ответственным за принятие законов и нормативных актов, которые регулируют жизнь государства и общества. Законодательные органы, такие как парламент или конгресс, представляют интересы народа и обладают правом контролировать исполнительную власть.
Еще одной важной категорией является судебная власть. Ее целью является обеспечение справедливости и защита прав граждан. Судебная система гарантирует соблюдение законов и разрешение споров, а также осуществляет надзор за исполнительной властью. В судебную власть входят суды различных уровней и прокуратура, которая осуществляет обвинение и защиту интересов общества.
Нельзя также забывать о государственной власти на местном уровне. Муниципальные органы власти представляют интересы населения на конкретной территории. Они занимаются решением вопросов местного значения, таких как благоустройство, образование, здравоохранение и транспорт.
Государственная власть – сложное явление, объединяющее различные категории. Она необходима для поддержания порядка и стабильности в обществе, а также для защиты прав и интересов граждан. Взаимодействие исполнительной, законодательной, судебной и местной власти обеспечивает баланс и контроль за реализацией властных полномочий. Такая система позволяет строить наше государство на основе принципов демократии и правового государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/?ysclid=lpd2tt5jna370969651 (дата обращения 24.11.2023 г.)
3. Ананьин Д.С. Распределение компетенций между федеральными органами власти и органами власти субъектов в Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 6. – С. 32-33.
4. Белоусова Е.В. Правовое регулирование разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами // Молодой ученый. – 2022. – № 46. – С. 175-178.
5. Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: сборник материалов III всероссийской научно-практической конференции (11 декабря 2020 г.) / редакционная коллегия: В.В. Андреев и др. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2021. – 251 с.
6. Конституционное право России: учеб. пособие / Науч. ред. А.Ю. Царев. – Москва: МГПУ, 2019. – 222 с.
7. Конституционно-правовые проблемы эффективности публичной власти: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.Л. Чепляев. – Саратов: Поволжский ин-т упр. им. П. А. Столыпина – фил. РАНХиГС, 2018. – 204 с.
8. Лалаев А.А. Понятие и особенности государственной власти // Вестник науки. – 2022. – № 1. – С. 152-158.
9. Общая теория государства: классические и современные вопросы: учебник / Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Апольский Е.А. – Москва: Юрлитинформ, 2021. – 706 с.
10. Ромайкин И.А. Федеративное государство и организация государственной власти: монография. – Москва: Юрлитинформ, 2021. – 180 с.
11. Самышин А.В. Реализация принципа разделения властей в механизме современного Российского государства // Вестник науки. – 2022. – № 11. – С. 160-165.
12. Синцов Г.В. Конституционная модель современного российского федерализма: монография. – Москва: Юрлитинформ, 2018. – 334 с.
13. Современная система государственного и муниципального управления: монография / под редакцией В.И. Голованова. – Москва: МАКС Пресс, 2023. – 839 с.
14. Тхамитлокова Ю.О. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2021. – 131 с.
15. Худолей К.М. Изменения в законодательстве об организации публичной власти в субъектах РФ // Ex jure. – 2022. – № 3. – С. 22-32.
16. Чепурнова Н.М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 2. – С. 86-94.
17. Юрицин А.А. Государственная власть и ключевые проблемы понимания ее сущности // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2019. – № 2. – С. 26-33.